> Путеводитель
-------------------------------------------

Транспорт и проезды
-------------------------------------------

Страницы Евпатории
-------------------------------------------

Евпатория сегодня
-------------------------------------------

Природные особенности
-------------------------------------------

Отдых и оздоровление
-------------------------------------------

Развлечения
-------------------------------------------

Достопримечательности
-------------------------------------------

Достопримечательности Евпатории

   Отдыхая в Евпатории, воспользуйтесь возможностью поближе познакомиться с городом двадцати пяти веков.

   Евпаторийский краеведческий музей — ул. Дувановская, 11/2, тел. (06569)6-27-27,6-26-81.
Открыт с 10 до 17 часов, выходные: суббота, среда, в летние месяцы (июнь-август) — с 9 до 21 часа, без выходных.
Музей (он был открыт в 1921 г.) расположен в симпатичном здании мавританского стиля. Первыми экспонатами музея стали произведения живописи, скульптуры, прикладного искусства, старинные книги, собранные в домах состоятельных евпаторийцев, которые во время гражданской войны эмигрировали за границу — всего около двух тысяч экспонатов.

   Ныне фонды краеведческого музея города насчитывают более 80 тысяч единиц. Среди них богатые коллекции древнегреческих и скифских памятников, нумизматики, оружия, посуды. В музее собрано немало интересных этнографических материалов о коренных жителях Крыма — караимах, крымчаках, крымских татарах. Значительная часть экспозиций музея посвящена становлению курорта.
Немало интересных материалов собрано в отделе природы. Здесь представлена флора и фауна здешних мест и прилегающей акватории Черного моря. В 1988 году в специально построенном зале открыта диорама «Евпаторийский десант 5 января 1942 г.» Площадь полотна диорамы — 140 м2, предметного плана — 80 кв. м. Автор диорамы — В. Б. Таутиев.
Напротив краеведческого музея — фрагмент крепостных сооружений древней Керкинитиды, накрытых стеклянной пирамидой. Они обнаружены в апреле 2000 года во время реконструкции улицы.
   Все обнаруженные руины относятся к IV веку до н.э. Рядом можно осмотреть выставку «каменных баб» из запасников музея. Музей располагает и одним из самых богатых лапидариев (собрание каменных изваяний) в Крыму.
   От музея по Дувановской улице можно пройти на Театральную площадь. Здесь несколько зданий выделяются своей архитектурой. Отметим оригинальное здание читального зала городской библиотеки им. А.С. Пушкина. Рядом, в доме, где несколько лет жила А. А. Ахматова, нынче открыто литературное кафе. Цены там довольно высокие, но за крахмальные скатерти, хорошую посуду, грамотную сервировку, отсутствие громкой изнурительной музыки и намек на некоторую богемность стоит заплатить.

   На площади сооружена стена с барельефами исторических личностей, сыгравших свою роль в судьбе города. Среди них «отец истории» Геродот (он первый поведал миру о существовании Керкинитиды), Митридат VI Евпатор (его имя носит Евпатория, он не раз приходил на помощь жителям Керкинитиды), турецкий султан Мехмед II (издал указ об основании крепости Гезлев), российская императрица Екатерина II (по её повелению город в 1784 г. был переименован в Евпаторию). Такова своеобразная каменная летопись евпаторийской истории.

   Украшением Театральной площади служит городской театр им. А. С. Пушкина, одно из лучших зданий города. Здание театра сооружено в 1908-1910 годах по проекту архитекторов А. Л. Генриха и Р. Я. Сеферова. Открытие театра состоялось 20 апреля 1910 года, когда на его сцене прозвучала опера М.И. Глинки «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») в исполнении артистов Мариинскоготеатра. Здание театра относится к числу наиболее удачных сооружений, созданных в стиле модерн. Оно привлекает величественным объемом, строгостью архитектурных частей и их гармоничностью. При всей своей монуметальности здание не кажется тяжелым. Оно отлично вписывается в архитектурный ансамбль Театральной площади. В театре выступали многие корифеи сцены: Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Евгений Вахтангов, Надежда Обухова... Сегодня здесь также выступают известные театральные коллективы.

   На Театральной площади установлен памятник С. Э. Дувану, который был городским головой Евпатории в начале XX века. При нем велось активное городское строительство, в частности, этого района города — между улицей Ленина и морем. Район этот вырос в начале XX века рядом со старым городом. Здесь примечательны бывшие доходные дома, общественные здания и особняки. Стиль почти всех зданий этого квартала — популярный в то время модерн, и смотрятся они сейчас, спустя сто лет, весьма неплохо. Отдадим должное фантазии и мастерству старых архитекторов и строителей.
Отметим также здания на ул. Революции (бывш. Лазаревская). Эта улица являлась центром деловой и торговой жизни города. Здесь были сосредоточены административные и кредитные учреждения, гостиницы, лучшие магазины, рестораны, кафе.
   Среди сохранившихся построек тех лет — здания гостиниц «Петербургская» (ныне гост. «Крым») и бывшейго-стиницы «Россия» (ныне здесь здание суда). В 1891 году в гостинице «Россия» останавливалась Леся Украинка, о чем напоминает мемориальная доска, установленная на стене здания. Кстати, в Евпатории бывали многие литературные знаменитости — А. Н. Толстой, М. А. Булгаков, В. Маяковский, И. Сельвинский...

    Собор святого Николая. На улице Революции, недалеко от Джума-Джами, возвышается величественный православный храм во имя святого Николая, историко-архитектурный памятник, действующий православный собор.
Собор был заложен 11 июля 1893 года в память об освобождении Евпатории от войск англо-франко-турецких войск коалиции во время Крымской войны. Автор проекта — А. И. Бернардацци. Возведен храм в византийском стиле, для которого характерен подчеркнуто огромный центральный купол с венчающим крестом, который был когда-то в два раза больше и виден был далеко с моря. Это — один из самых больших храмов в Крыму, одновременно он может вмещать около двух тысяч человек.
В 1999 году город торжественно отметил столетие со дня освящения собора. Об этом событии напоминает мемориальная доска у входа.

   Церковь святого пророка
Илии — действующий православный храм. Расположен на улице Братьев Буслаевых, 5 (рядом с набережной). Автор проекта — городской архитектор А. Л. Генрих. Начал строиться по просьбе греческой общины города в 1911 г., освящен в 1918 г. Храм и сейчас иногда называют «греческой» церковью. В 1936 году был закрыт, колокольня снесена. Лишь недавно состоялось его возрождение. Он восстановлен в первоначальном облике, с колокольней.
   Построен храм по византийскому образцу на высоком цоколе, в плане имеет вид креста. А его колокольня высотой 42 метра снова видна далеко с моря. А теперь отправимся в старую, средневековую часть Евпатории. Особый интерес здесь представляют здания и сооружения периода XV—XVIII вв. Сейчас идет ремонт и восстановление всей старой части города и со временем она обещает стать интересным экскурсионным объектом, со множеством любопытных зданий и своеобразным восточным колоритом. Восстановили даже фрагмент стены старой турецкой крепости с воротами Одун-базар-капусу. Через них идет Караимская улица — главный экскурсионный пешеходный маршрут.


   А теперь о самых интересных средневековых памятниках.
Мечеть Хан-Джами — историко-архитектурный памятник, действующая мусульманская мечеть Евпатории и один из наиболее интересных памятников мусульманской архитектуры Крыма. Расположена на ул. Революции. Сооружена в 1552 г. Создателем ее является знаменитый турецкий зодчий Ходжа мимар Синан, грек по происхождению, построивший более трехсот замечательных сооружений в Стамбуле и других мусульманских городах. Название Хан-Джами переводится как «пятничная мечеть».
   Для мусульман пятница — праздничный религиозный день. Мечеть называют и «Ханской» — здесь происходил церемониал духовного посвящения в ханский сан претендента, прибывшего из Стамбула. Как известно, крымских ханов утверждал на престол турецкий султан (ханство с 1475 г. было вассалом Османской империи), и новый хан, получив султанский фирман (указ о праве на ханство), отправлялся с ним в Крым. Сойдя с корабля в Гёзлёве, он следовал в мечеть Хан-Джами, где объявлял подданным о своих правах на ханство. И только после этого направлялся в столицу ханства Бахчисарай.
   Хан-Джами — самая большая и самая красивая мечеть в Крыму. Высота ее центрального зала — 22 м. Архитектурный облик мечети напоминает знаменитый константинопольский храм святой Софии. Ныне завершена реконструкция мечети. По бокам ее с восточной и западной сторон вновь взметнулись на 35-метровую высоту стройные минареты — тонкие высокие башни с лестницей внутри и балконом.
В результате реконструкции восстановлены и другие потерянные детали. Мечеть была освобождена от различных более поздних пристроек и наслоений и приобрела свой первоначальный вид.


   Текие-дервиш (ул. Караева, 18) — обитель странствующих мусульманских монахов, которые не признавали богатство и роскошь, вели аскетический образ жизни. Дервиши — в переводе с персидского — «бедные», «нищие», — последователи религиозно-философского учения, характерными чертами которого являлось отсутствие духовенства, проповедь аскетизма, презрение богатства. Евпаторийский текие-дервиш — уникальный историко-архитектурный ансамбль XIV-XV вв. Точная дата его возникновения, к сожалению, не известна, как не известен и автор проекта — письменные сведения о строительстве не сохранились. На сегодняшний день это одна из старейших построек средневековья в Евпатории. Таких текие всего два в мире, ещё одно есть в Египте.
   После присоединения Крыма к России текие постепенно пришел в упадок и был закрыт. Долгие годы он находился и заброшенном состоянии. Сейчас идет его реставрация. После неё средневековая обитель обретет свой первоначальный облик и может стать туристским объектом международного значения. Впрочем и сейчас её можно осмотреть не только снаружи, но и внутри.
   Центральное здание комплекса — квадратное. Внутри по бокам размещаются 19 келий, а в середине — обширное помещение. Здесь дервиши устраивали ритуальные пляски. Как они выглядели, можно узнать, посмотрев выступление фольклорного ансамбля «Дервиш». К текие примыкает мечеть Шукурул-ла-эфенди (название дано по реестру), построенная в XVII—XVIII вв. и требующая реставрации. Рядом с текие и мечетью — здание евпаторийского культурно-этнографического центра «Текие-дервиш». Здесь есть небольшой этнографический музей, выставки крымскотатарского прикладного искусства и фотографии культовой архитектуры.


   Караимские кенасы — ул. Караим¬ская, 68, тел. 33 035.
Это духовный и культурный центр крымских караимов, вероисповедание которых — иудаизм в особой форме караимизма, в основе которого лежи! Ветхий Завет в его изначальной чистоте. Караимы не признают Талмуд (поздние толкования Библии), а чтуп Тору — пятикнижие Моисеево (Библию). В Евпатории основная масса караимов появилась в конце XVIII — начале XIX веков, после того, как они покинули свою историческую вотчину Джуфт-Кале — пещерный город Чуфут-кале около Бахчисарая. Сюда переместился и их духовный центр.
   Кенасы были построены на средства караимов почти двести лет назад: в 1807 г. сооружена соборная, а в 1815 г. — малая кенаса. Вместе они представляют собой караимский храмовый комплекс, шедевр национальной архитектуры крымских караимов. В 1926 году кенасы были закрыты; храм стал антирелигиозным музеем, позднее — историческим музеем, здание подверглось значительной переделке.
   Ныне комплекс реставрирован евпаторийской общиной при поддержке всех караимов Крыма, а Евпатория вновь стала духовным центром караимов Крыма. Здесь ежедневно, кроме субботы, проводятся экскурсии. Рядом с кенасой открыто кафе «Ка-раман», где можно отведать блюда своеобразной караимской кухни. Все знают знаменитые караимские пирожки, а есть ещё чир-чир, яхтык и другие кушанья.


   Турецкая баня — ул. Красноармейская, 20. Этот уникальный памятник истории и архитектуры XVI века в последние годы, увы, находится в полуразрушенном состоянии, и сейчас понадобится немалое воображение, чтобы представить себе эту турецкую баню с журчащим фонтаном, мраморными полами, скамьями, ваннами. Так как город до Октябрьской революции был многонационален (например, городской голова всегда избирался из караимов), то соответственно были и храмы различных конфессий. До нашего времени сохранились здания армянского храма святого Николайоса (ул. Интернациональная) и еврейской синагоги «Егия-Копай» (ул. Караимская, 47). В старом городе есть ещё несколько интересных зданий. Например, дом главы крымских караимов (гахана) Бо-бовича. Здесь в 1825 г. останавливался польский поэт А. Мицкевич.




> Отзывы посетителей